- трамвайные парки
трамвайные парки, создавались в ходе строительства линий электрического трамвая для хранения, обслуживания и ремонта подвижного состава. Первый трамвайный парк Петербургский (с 1914 Петроградский) создан в 1907 на базе парка конки, на базе коночных парков основаны также Московский (1908) и Рождественский (1914) трамвайные парки ; Василеостровский (1908) и Ланской (1917) трамвайные парки построены заново на свободных участках. Для обслуживания Ораниенбаумской электрической линии (ОРАНЭЛА) в 1916 открыт Ораниенбаумский трамвайный парк . В 191820 трамвайное хозяйство Петербурга пришло в упадок, подвижной состав обратился в «трамвайное кладбище», однако выпуск трамваев не прекращался ни на один день. В 1921 городскому трамваю передан недостроенный Крестовский трамвайный парк . В 1922 начаты широкомасштабные работы по восстановлению подвижного состава. В канун 5-й годовщины Октября (1922) четырём трамвайным паркам присвоены имена участников революции (преимущественно рабочих-трамвайщиков); Василеостровскому А. П. Леонова, Петроградскому К. Н. Блохина, Московскому И. И. Коняшина, Рождественскому В. С. Смирнова. В конце 20-х начале 30-х гг. Ланскому трамвайному парку присвоено имя М. И. Калинина, Крестовскому трамвайному парку А. К. Скороходова, Ораниенбаумскому И. Е. Котлякова. В 1923 в трамвайном парке имени Леонова организованы Центральные ремонтные мастерские, где осуществлялся капитальный ремонт трамваев. В 1928 в Ленинграде разработан проект нового трамвайного парка конвейерного типа с безгаражным отстоем подвижного состава и более совершенным процессом технологического обслуживания вагонов (стал типовым для других городов; в Ленинграде по нему построены в 1931 трамвайный парк имени В. Володарского, в 1936 трамвайный парк Кировского района). В 1929 в состав ленинградского трамвая включена ОРАНЭЛА и её трамвайный парк . В 30-х гг. трамвайные парки расширены и реконструированы на основе опыта безгаражного хранения вагонов и их поточного обслуживания. В 1934 открыт Вагоноремонтный завод (ВАРЗ-1, крупнейший в стране; с 1975 Завод по ремонту городского электротранспорта), в 1940 ВАРЗ-2 (на базе трамвайного парка имени Леонова). В 193640 (до ввода в строй первого троллейбусного парка) для стоянки и ремонта троллейбусов использовалась часть трамвайного парка имени Смирнова.
С начала Великой Отечественной войны в ремонтных мастерских ряда трамвайных парков налажено производство боеприпасов, военного снаряжения, на ВАРЗ-2 также запчастей для танков. В период блокады трамвайные парки Кировского района, имени Котлякова и имени Скороходова законсервированы. Все трамвайные парки подвергались массированным артобстрелам и бомбардировкам с воздуха, однако уже к 1946 материальная часть трамвайных парков в основном восстановлена. Большую роль в модернизации подвижного состава в 5060-х гг. сыграл ВАРЗ-1, объединённый в 1959 с ВАРЗ-2; совершенствование типов трамваев позволило перейти от их ежедневного осмотра перед выходом в рейс к осмотру через день, а затем и через 2 дня. В 1971 пассажирский трамвайный парк имени Коняшина и грузовой имени Е. И. Красуцкого объединены в единый пассажирско-грузовой трамвайный парк имени Коняшина. В 1971 в институте Ленпроект разработан проект совмещённого трамвайно-троллейбусного парка (архитекторы Л. А. Келлер, Б. П. Бровчин, инженер В. В. Граубарт), сооружённый по этому проекту на Суздальском проспекте парк вошёл в строй в 1981 (рассчитан на обслуживание 175 трамваев и 150 троллейбусов). В 1990 в Ленинграде действуют 10 трамвайных парков (один совмещённый), которые обслуживают около 2,2 тыс. трамваев.
Литература:
Попов В. А., Поздеев В. И., От конки до современного электротранспорта, в кн.: Городское хозяйство и строительство Ленинграда за 50 лет, Л., 1967;
Годес Я. Г., Этот новый старый трамвай, Л., 1982.
Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург». - М.: Большая Российская энциклопедия. Белова Л.Н., Булдаков Г.Н., Дегтярев А.Я. и др.. 1992.